10 июля 2014
Огромный лагерь, расположенный в низине. Ротные палатки, полевой душ, полевая прачечная и баня, полевой кинотеатр и благословенная полевая кухня. Мы приехали к обеду: несколько блюд, хлеб, компот!
Осторожно попросили добавки – нам не отказали.
Мы должны были дозаправиться, дождаться еще одну группу, и продолжить движение. Но группа запаздывала.
Несмотря на всеобщий местный расслабон, внутри нарастало беспокойство. Где окопы? Где блиндажи? Капониры для техники – где? Палатки не окопаны! Укреплений – ноль!
Разделяла мое беспокойство только собака – металась, дергалась. В итоге ее привязали к машине.
Вечер. Скомандовали расставить машины с боеприпасами и с прицепленными гаубицами – одна к одной, как на парковке. Дичь какая!
– Чья идея парковки?
– Принимающей стороны!
Я не мог поставить свои машины на ту парковку. Выслушав от комдива очередное обещание расстрелять меня, я все равно сделал по-своему. Две машины, ЗиЛ и УРАЛ с прицепленной гаубицей «Надейкой» стояли в стороне от всей остальной техники нашей батареи.
Немного перекусив и выпив кофе, легли спать. Опаздывающая колонна могла прибыть в любую минуту, поэтому особо не располагались. Прямо возле нашей машины была неглубокая канава – уместились туда всем расчетом. Канавка давала чувство защищенности и надежности укрытия. Уже засыпая, я заметил, как выползли на пригорок неподалеку несколько самоходок. «Хоть бы не начали палить над ухом!» – подумал я и уснул.
Ночью, собака перегрызла поводок и убежала в посадку неподалеку, выла там всю ночь, как будто призывая нас туда. В ту самую посадку…
11 июля 2014
Филиал ада на земле…
Проснулся от дикого грохота!
– Ну вот… таки стрелять начали, засранцы – еще не открыв глаза, подумал я.
Лицо мне обожгло раскалёнными брызгами. Вот негодяи! Подъехали к нам вплотную и палят, что им места мало.
Открыв глаза, увидел горящий вокруг воздух. Метрах в двадцати висел в воздухе ЗИЛ (детонировал БК), мимо куда-то пролетела башня танка. По земле молотили огненные шары. Огненный «карандаш», видимый доли секунды, удар, взрыв, пламя. В воздухе противно шуршат осколки. На месте нашей стоянки – хаос, разбитая взрывами техника и все в огне. Детонируют боеприпасы.
Оглушительный грохот, и кузов, буквально на моих глазах, разлетается в клочья. Там же в машинах, наши парни…
«Град» закончился. На смену ему полетели мины, 120-го калибра, судя по всему.
Совсем рядом, позади, прогремел взрыв. Такое впечатление, будто в голове лопнул воздушный шар, звон в ушах. Вдобавок, что-то прилетело в затылок, как оказалось – мой броник. Ускорение ему придал осколок. Судя по всему, в отключке был совсем недолго, но было хорошо, тихо, спокойно и чертовски приятно.
«Нужно убираться – и быстро», – подумал, очнувшись.
Собрал своих, благо все живы и здоровы. Железный Серега даже котелок помыть успел. Буквально на ощупь, видимость из-за черного дыма была практически нулевой, двинули в направлении посадки, что за пригорком. К той самой посадке, которую заприметил накануне и в которую нас призывала собачка минувшей ночью.
По пути подобрали раненых и тех, кто уцелел. Вокруг огонь, взрывы, на земле обгоревшие тела наших ребят, крики, стоны. Остановились на краю посадки, перевели дух. Только со стороны, стал понятен масштаб того, что произошло…
Сергій Мандалина, Пес, 79 Окрема аеромобільна бригада ЗСУ